Восток – дело тонкое, а фильм про восток – тем более. Недавно я узнала, что в Азербайджане наконец-то экранизировали “Али и Нино” – историю любви азербайджанского мусульманина к грузинской христианке. Книга является не иначе как национальным достоянием страны, а экранизация стала тем самым фильмом, который вернул азербайджанский кинематограф на мировой уровень.
Разговоры об экранизации культового романа Курбан Саида шли уже давно. Национальную историю любви собирались снимать грузины и даже вели переговоры с Баку и Голливудом о сценарии должного масштаба. Но переговоры закончились, так толком и не начавшись. В 2016 году сценарий решено было доверить Кристоферу Хэмптону, режиссером выступил британец Азиф Кападиа, а на главные роли пригласили испанку Марию Вальверди и Адама Бакри – американца египетского происхождения. В актерскую команду вошли и колоритные азербайджанские актеры, а так же Халит Эргенч – знаменитый турецкий актер, сыгравший султана Сулеймана из сериала «Великолепный Век». Чтобы впечатление было еще более внушительным, я рекомендую найти фильм с оригинальной азербайджанской звуковой дорожкой. Хотя и английская версия с русскими субтитрами хорошо передает “другую” атмосферу.
Адам Бакри очень достойно играет Али хана Ширваншира. Это высокий и породистый как карабахский скакун, молодой азербайджанский аристократ, который фанатично предан идее независимости Азербайджана. Али – потомок древнего рода, для которого честь и мужество неотделимы так же, как и традиционный кинжал за поясом. Хотя он имеет светское образование и носит современную одежду того времени, Али хан – истинный мусульманин шиит.
Мария Вальверди сыграла Нино Кипиани еще лучше. Это дочь грузинского князя, выращенная французскими гувернантками в любви и достатке. А оттого несколько капризная, взбалмошная и своевольная. В отличие от Али хана, который трепетно чтит мусульманские традиции, Нино современная и свободолюбивая христианка, мечтающая о Париже. Нино – это беспечный и свободомыслящий Запад. Али – благородный и традиционный Восток. Кто же победит? Восток или Запад?
Многие думают, что “Али и Нино” – это история о восточных Ромео и Джульетте. И действительно, в начале романа перед героями встают разнообразные препятствия. Родители Нино не согласны выдавать дочь за хоть и знатного, но все-таки дикого в своих обычаях мусульманина. Али, воспитанному в исламских традициях, тоже непросто принять свободолюбивые капризы своей любимой. А потом и вовсе хитрый армянин крадет девушку и увозит ее в темную ночь. Позор семьи, кровная месть, тайная свадьба, вынужденные скитания. Все это может показаться динамичной историей в духе любовных историй Запада. Но это Восток и здесь все иначе.
Море и берег, как мужа и жену, объединяет борьба противоположностей
В фильме отношения Али и Нино показаны уже устоявшимися. Экранизация затрагивает только милые и трогательные моменты, когда пара с принципиально разными взглядами уже нашла компромисс и стойко справляется со всеми жизненными обстоятельствами. В книге гораздо глубже продемонстрировано, как тяжело восточному мужчине терпеть свободные и легкомысленные выходки своей западной любимой. И как невыносимо современной светской женщине жить в гареме под присмотром евнуха и каждый раз надевать чадру, чтобы просто выйти на улицу.
В Париже я буду несчастен, как ты в Иране. В чужом окружении я буду тонуть, как в водовороте. Вспомни шамиранский дворец, гарем. Ты не смогла вынести Азию, я не смогу выжить в Европе. Давай же останемся здесь, в Баку, ведь здесь так незаметно переплелись Европа и Азия. Не смогу я уехать в Париж. Там нет ни мечети, ни крепости, ни Сеида Мустафы. Мне необходимо дышать воздухом Азии, чтобы выносить эту орду иностранцев, нахлынувших в Баку. Ты возненавидела меня во время мухаррема, я буду ненавидеть тебя в Париже. Не сразу же, но после какого-нибудь карнавала или бала, куда ты потащишь меня, я начну ненавидеть этот чужой мир и тебя. Поэтому я должен оставаться здесь. Я здесь родился и здесь хочу умереть… (с) “Али и Нино” Курбан Саид
И тем не менее Нино – гордая и независимая и бесконечно преданная своему мужу. История любви мусульманина и христианки разворачивается на фоне трагических событий для Азербайджана – Первой мировой войны, революции в Российской империи, гражданской войны, взятия Баку большевиками и советизацией страны, которая так стремилась обрести независимость. Не смотря на столь безжалостное препарирование оригинальной истории, фильм сделан с огромным уважением и любовью к истории Азербайджана. Да и сама страна вложила в экранизацию не только колоссальные финансовые средства, но и свое сердце.
Книга “Али и Нино” представляет собой более лирическое и философское произведение. А вот экранизация вышла с упором на политические события. То, что должно было быть фоном к истории любви таких разных Али и Нино, в фильме очень быстро выходит на первый план. После отречения российского монарха от престола, Азербайджан провозгласил свою независимость. Но первая в истории исламского мира независимая демократическая республика просуществовала всего 2 года, пока не была в буквальном смысле уничтожена 11 красной армией большевизма.
К стыду своему, я мало что знаю в истории 20 века. Школьное образование преподносит историю только в рамках нашей страны, не давая целостной картины мировой обстановки. Поэтому всестороннее осознание масштаба событий Первой мировой войны, последовавшего падения самодержавия и революции в России стали для меня очень болезненными. Я всегда сочувствовала поверженному величию, а все события, поданные с точки зрения истории Азербайджана и вовсе укрепили меня в негативном отношении к большевикам. Вся история 20 века кажется мне ужасной трагедией современного мира, от которой не оправилась не только Россия, но и ближайшие страны, которые, по большому счету, вообще были не при чем. Совершенно неожиданно для себя, я прорыдала весь фильм. И не только по сентиментальным соображениям, но из-за невероятной красоты.