Пассажиры. А как бы поступил ты?

Ты не смотрела фильм “Пассажиры”? Жаль. Интересно, как бы ты поступила на месте главного героя. Ну собственно и все, развели на слабо : ) Я бы вряд ли стала смотреть фильм с Дженнифер Лоуренс, потому что до сих пор не могу простить ей навсегда опороченный образ Мистик из “Люди Х”. Но подстегиваемая провокационным вопросом и в виду полного отсутствия фантастики на горизонте, решила скоротать вечерок под “Пассажиры”.

Недалекое колониальное будущее

Жизнь на земле стала слишком дорогой, поэтому космический корабль «Авалон» летит для освоения далекой планеты, перевозя на борту 5000 будущих добровольных колонистов. Полет продлится 120 лет, поэтому экипаж и пассажиры погружены в сон, выход из которого планируется только за несколько месяцев до прибытия. Спустя 30 лет с момента отправления с Земли происходит ЧП, в результате которого отказывает одна из капсул гибернации. Джим в исполнении Криса Пратта просыпается за 90 лет до прибытия.

Первая половина фильма очень интригует. Завязка вполне достойна произведений Хайнлайна: одинокий персонаж медленно но верно обрастает бородой, шатаясь по пустому кораблю в тщетной попытке занять свое одиночество и не соти с ума. До колониальной планеты лететь еще 90 лет, погрузить себя обратно в сон нельзя. Вокруг 4999 человек, а поговорить не с кем. Исключение – робот бармен, который иронично скрашивает попойки космического Робинзона. Ужас асоциального образа жизни показан вполне достоверно: плавный переход недоумения к попыткам исправить ситуацию, отчаянию, апатии и легкому помешательству с суицидальным наклоном. Эта часть картины могла бы принадлежать не 120-миллионному блокбастеру, а артхаусному монофильму. Атмосферно, проникновенно, психологично. И я уже настроилась на философский лад и глубокомысленный катарсис. Но нет.

Однажды наш герой пьяно шатается по кораблю и натыкается на мирно спящую Аврору. Алкогольный туман не мешает разглядеть приятные формы и белокурые локоны, а так же залезть в ее профиль и узнать о спящей красавице больше информации. Аврора – писатель-журналист, во всех смыслах принцесска, которая летит на колониальную планету из амбициозных и не лишенных тщеславия целей. Словоохотливая, ироничная и обаятельная она полностью занимает мысли главного героя. И таким образом знакомство, начавшееся с бутылки, продолжается крайне спорным с точки зрения этики поступком. Джим решает ее разбудить.

Конечно не сразу. В рамках отведенного бюджетом времени он исправно мается муками выбора. С одной стороны одному ему хреново. И разговоры с мирно спящей в капсуле Авророй утешения не приносят. С другой стороны – стыдно. Как-то подло и недостойно лишать другого человека будущего, только потому, что ты обречен. В этом смысле создатели фильма поднимаю роскошную этическую проблему: умереть в одиночестве, или, по сути, убить ближнего, только чтобы скрасить остаток жизни. Чистейшие низменные и эгоистичные соображения в духе “тонешь сам – топи другого”. На мой вкус морально-нравственный конфликт великолепен и требовал раскрытия во всей красе.

Но увы – фильм коммерческий. Поэтому вместо глубокой психологической драмы нам подсунули дешевую сопливую мелодраму. Дешевую потому, что играют оба главных героя совершенно неубедительно. Романтичная составляющая “Пассажиров” сильно отдает душком “Титаника”: двое влюбленных, шикарный корабль и неминуемая перспектива, что мы все умрем. Если отбросить факт, что я начала смотреть фантастику, которая оказалась психологической драмой, которой тоже не дали насладиться, подсунув розовые сопли… Сопли вполне милые. Трогательные моменты сближения героев, у которых как бы и выбора то нет, вполне подкупают. Любопытно, что изначально на роль механика Джима планировался Киану Ривз. И, думаю, грустный Киану выжал бы максимум слез у женской половины зрителей. Особенно когда главная героиня неизбежно узнает, что ее разбудили. Та-даам! А, погодите, нет…

Эмитируя катарсис

Вместо того, чтобы как взрослые люди решать проблемы, главным героям подбрасывают космический квест. А давайте сделаем дырку от астероида в обшивке корабля и сломаем реактор. Потому что совместный труд – он объединяет. И разругавшиеся вдрызг Аврора и Джим резво скачут по кораблю, пытаясь не допустить гибели друг друга и спящих 5000 заодно. Экшн, тревожная музыка, самопожертвование. Все дела. Тут уже как бы не до рассусоливаний и примирения, спасаться надо. Так и представляю героя: «Черт, она злится, поскорее бы уже что-нибудь случилось, чтобы мы жили долго и счастливо».

Такой маленький эгоистичный рай с приключениями. Есть еда, жилье, все варианты досуга. Заскучал – разбудил кого посимпатичнее. Немного огреб за то, что вроде как лишил ее жизни, но тем не менее получил себе в единственном лице друга и любовницу. Потом конечно чуть не поджарился в реакторе, но зато еще и лавры за то, что всех спас.

Экшена в фильме немного, потому что начали мы вроде бы как драму. Драмы тоже немного, потому что психология дала дуба в момент, когда зритель оживляется на экшене. Какая уж там мораль. Фильм вроде бы и хороший, красивый (70% бюджета пустили на космические декорации для лавстори) и с предсказуемым хэпиэндом, который сделает кассу. Но какое-то неприятное чувство все равно осталось. Это что же получается: если тебе плохо – убей и все будет хорошо? И все? И плевать на все…?

“Пассажиры” подбросили свинью зрителям. Те кто ждали научную фантастику, получили невразумительный недоработанный Sci-Fi. Ейбогу, создатели что, даже “Гравитацию” не смотрели? Те, кто шел на безпроигрышный коммерческий экшн-дуэт, получили психологический драматизм с эмоциональной линией на уровне первоклассника. В целом, фильм прекрасно подходит, чтобы скрасить вечер. После него вроде бы столько эмоций, но уже через часок все забывается, тускнеет и вместе с рациональной оценкой приходит разочарование. Фильм мог бы быть гораздо лучше при таких амбициях. Но, кажется, недофантастика – модный нынче жанр…

Читайте так же:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *