Как Роберт Хайнлайн подарил нам мессию с Марса

Пару лет назад я решила расширить границы своих интересов и попросила друзей рассказать про их любимые книги. И среди всего прочего одна знакомая посоветовала мне к обязательному прочтению “Чужак в стране чужой” Роберта Хайнлайна. Не устаю посылать ей лучи любви за это. Недавно перечитала ее в третий раз и, кажется, созрела для того, чтобы посоветовать кому-то еще. Книга спорная. Даже среди преданных фанатов Хайнлайна нет единодушья на этот счет, не говоря уже о более чувствительных людях, относящих себя к некоторым религиозным течениям или сторонящихся их. Перечитывая книгу, каждый раз я находила что-то новое не столько в истории, сколько в собственных взглядах и суждениях.

Марсианский Маугли

Главную интригу Хайнлайну подсказала его супруга, которая однажды отвлеченно подумала, что, мол, вот было бы интересно изучить человека, воспитанного марсианами. Сказано – сделано. Хайнлайн рисует нам не такое уж и далекое будущее, в котором колонизирована Луна и совершаются первые экспедиции на Марс. Первый полет на красную планету заканчивается трагедией, в результате которой гибнут несколько членов экипажа, а крохотный ребенок Майкл Смит попадает на воспитание к местному населению. Марсианам, разумеется. К тому времени, когда очередной челнок прибывает на красную планету, Майкл взрослеет, мужает и превращается в полноценного марсианина с телом человека. Который по возвращении домой в прямом смысле охреневает от соотечественников.

Главная идея первой части книги – демонстрация показательной разницы марсианского и человеческого мышления, морали и восприятия мира в целом. Оказывается, что марсианская цивилизация гораздо более богато и духовно развита, что мы, земляне, в их понимании не более чем мартышки на синем шарике, которые дерутся, срутся и не заслуживают внимания.

С горем пополам и при поддержке второстепенных персонажей Майклу, Человеку с Марса, удается попасть в относительно адекватное окружение, чтобы было время подумать и все осмыслить. Автор показывает нам, как человек с нечеловеческим мышлением “грокает” наше общество, мораль, религию, отношения и прочие приколы человеческого устройства. Несколько раз ошалевший от нашей нелогичности он пытается “рассоединиться”, но тут на сцену вступает один из самых ярких персонажей истории – Джубал Харшоу. Джубал – ворчливый старик-писатель, эдакая соль мира, в которой настойчиво проглядывает портрет самого Хайнлайна. Он ворчлив, хитрожоп, предельно честен, в меру порочен и романтичен, по-восточному радушен и благодушен. Он понравится абсолютно всем читателям, хотя ив определенной степени является антигероем, представляя человечную сторону романа поперек марсианской. По словам самого Майкла Смита Джубал “грокает в полноте” даже не зная марсианского и не являясь марсианином. Читать их диалоги одно удовольствие, Джубал буквально оживляет роман своей иронией и рассудительностью, а так же откровенно спасает глубоко моралистичную вторую часть книги.

Марсианский Спаситель

Прежде чем составлять свое мнение о книге, стоит принять во внимание время, в которое она была написана. Сейчас все бомбические тезисы и идеи неактуальны и выглядят даже банальными, а вот в Америке 60-х годов книга была из ряда вон. Безусловно роман коммерческий, но тем не менее животрепещущий даже сейчас. Люди здравомыслящие и образованные, считающие религию ленностью ума, найдут книгу удачной. Те же, кто обладает достаточной мудростью, чтобы разделять веру и религию и не путать теплое с мягким, найдут роман неприятным. А все дело в том, что “Чужак” не совсем фантастика. Я бы даже сказала, что эта книга – совсем не традиционная американская фантастика.

Автор делает серьезные акценты на эволюции некоторых арамейских религий, и хотя прямых указаний на попсово-баптистское христианство нет, намеки излишни. Хайнлайн рисует нам очень интересную Церковь Фостеритов, в которой легализованы распитие спиртного, азартные игры, проституция и иже с ними. Не просто предоставляются откупные индульгенции, а церковью легализован сам факт порока. Мол, если ты пришел поиграть, выпить и потрахаться в лоне церкви, то это и не грех вовсе, а ищущие добра помыслы. Такая красота расписная подана с размахом, начиная от описания службы и заканчивая описанием мощей самого святого Фостера, от которых у меня мурашки побежали. Неприятно не столько от того, что автор поглумился над некоторыми основополагающими догматами церкви, а в том, что это все – правда. Реальная правда, которую можно наблюдать сейчас.

А вот на Марсе у Хайнлайна нет религии в нашем разумении. Общество представлено там двумя типами населения: Старшими, эдакими свободными вечными душами, и Марсианами – их в каком-то роде обслуживающим персоналом и незрелыми детьми. Старшие наставляют, помогаю и пекутся о благе вселенной, обладая силами, способными уничтожать планы. Майкл Смит, Человек с Марса, решивший найти Старших на родной Земле, логично обращается в церковь. Хайнлайн очень хитро ничего нам не обещает, но как бы намекает, что Старшие на Земле это святые, пророки, ангелы… в общем – кто во что верит, то и выбирай, читатель. Разумеется, никаких Старших не находится, горе марсианин впадает в глубокую задумчивость с попытками оставить тело, но в конце концов приходит к выводу, что нас, людей, надо понять и простить. Первая часть книги представляет собой становление Мессии.

Параллели очевидны. Да, Человек с Марса не ходит по воде и не превращает воду в вино. Но при этом Майкл проявляет свои чудеса: левитирует сам и предметы, убирает одежду с себя и окружающих, иногда развоплощает окружающих целиком, умеет общаться мысленно и обладает чудовищными возможностями памяти, полностью контролирует физиологию тела и может перестроить его по необходимости. Ах да, еще целуется лучше всех на планете. Вместо хмурых бородатых апостолов его окружает гарем красоток, его водных братьев, с которыми мессия охотно придается прелестям традиционной шведской семьи и группового секса. Плюс ко всему он еще и бессовестно богат, не прилагая к тому ни малейших усилий. В таком типичном для Америки 60-х показательном бунтарском анархизме и вседозволенном поведении классических хиппи Хайнлайн дает нам хорошую почву для выхода из зоны убежденного религиозного комфорта. Религиозных фанатиков бомбит, атеисты упражняются в сарказме или вовсе выбрасывают книгу в окно. По задумке автора Майкл Смит понял саму суть нашего мира, всю нашу человеческую природу с ее нелогичностями и неправильностью и, разумеется, решил нас спасти, создав собственную религию. Чему и посвящена вторая, не такая динамичная и интригующая часть книги.

Ты есть Бог

Вторая часть книги перенасыщена морализмом и псевдорелигиозными пространными изъяснениями. Все они выражены, по большому счету, в форме пересказа одного из второстепенных героев, который попал-таки в новую церковь Человека с Марса, и охренел. На что степенный и уже не такой ироничный Джубал Харшоу, дает свои успокаивающие комментарии и разъяснения. Эта глава настолько не вписывается в начальное повествование книги, как Новый Завет в Библию. Настроенные на интригу читатели с разочарованием буксуют в пространных описаниях новой морали для новых людей и присоединяются к атеистам, выбрасывающим книгу в окно. Столь часто повторяемый канон новой веры “Ты есть Бог”, “Я есть Бог”, “Они есть Бог” уже просто скрипит на зубах и не усваивается. Столь очевидная для всех духовных людей мысль кажется столько по-детски очевидной и банальной, что ее сложно воспринимать серьезно. В самом деле, удивить таким тезисом можно только крайне впечатлительных и малообразованных людей, полностью утративших веру.

В первой части книги Человек с Марса вызывает невольную симпатию. Он тих и скромен, уступчив, по-детски наивен и любознателен. Читателю определенно импонирует его неловкое стремление стать человеком при его марсианской сути. Тем более симпатизирует его желание нас понять, простить и спасти. Но методы, которые он предлагает во второй части книги, кардинально (по первому впечатлению) расходятся с традиционной для общества христианской моралью и вызывают недоумение и раздражительность. И я, как убежденная христианка, воспитанная в христианских нормах морали и этики, послушно раздражалась и недоумевала. После второго прочтения книги только раздражалась. После третьего – все-таки смогла выйти за собственные рамки.

Поймите меня правильно. Мне сложно воспринимать тандем религии и секса адекватно нашему времени и своим собственным убеждениям. В контексте какого-то стародавнего язычества вполне допускаю групповые оргии на праздник урожая, и щедрые жертвоприношения плотью животного и человеческого происхождения во ублажения грозных божеств. Я читала историю религий, нормуль, в теме. Но когда мне подают идею “Ты есть Бог” щедро сдобренную ритуальным канибализмом, пропагандой насилия, группового секса, гомосексуализма и свободных во всех остальных смыслах отношений, то мне немного не по себе. Умом-то я понимаю, что если убрать эту декорацию, останутся лишь скучные банальные каноны, надерганные из всех святых писаний, и огромные дыры в сюжетной линии. Но все же – неприятно. Хайнлайн хотел покопаться в нелицеприятном грязном белье религий? Он покопался. Моя внутренняя ханжа вдоволь наохалась и намучилась.

Для любого религиозного человека (подчеркиваю: религиозного, а не верующего) важно уметь выходить за рамки морали своей религии. Хотя бы для того, чтобы поголовно не сжигать неверных. В этом смысле “Чужак” – отличная практика. Рекомендовала бы ее всем с диагнозом “православие на всю голову”, но боюсь как раз меня-то головы и лишат за это. Я поддерживаю идею Человека с Марса о некоем синтезе всех религий в единую веру в Единого Бога, т.к. рано или поздно любой верующий человек становится религиозно терпим ко всем конфессиям и способен адекватно воспринимать любые формы проявления служений. Это как бы так и надо.

Именно для этого Роберт Хайнлайн создает нам Евангелие Будущего и делает нового Иисуса. Старого-то как-то уже никто не принимает всерьез. Конечно, как пророк нового времени Хайнлайн не удался, но как зеркало мира – вполне прокатит. Светской литературе во все времена нужны такие остряки, заставляющие нас пробиваться сквозь закостенелый панцирь собственных убеждений, позволяющие смотреть чужими глазами и расширять свои границы собственной морали. Я все это прекрасно понимаю и стараюсь брать из книги самое лучшее и полезное – идеи равенства, братства, всеобщей любви, отрицания насилия и мира во всем мире.

Так каков же будет вердикт?

Безусловно, книга спорна, но хороша. Для своего времени. Большинство идей и Откровений эпатажного Человека с Марса уже не новы, и я, как читатель, уже слишком стара, чтобы впечатлиться ими во всей полноте. Современному обществу эта книга покажется неубедительной. И правильно. Главная идея гроканья тезиса “Ты есть Бог” хоть банальна и заезжена до скрипа на зубах, но все равно рождает в прилежном читателе темы для размышлений, едкого сарказма, негодования и дружеских обсуждений. Удивительно, но о книге хочется поговорить даже сейчас, спустя полвека после написания. Мне импонирует идея Мессии из космоса, несколько здравых мыслей и правильных догматичных постулатов. Симпатизирует переиначивание Евангельской темы в своеобразном антураже технологичного будущего. Конечно, книга не литературный шедевр и многим придется не по вкусу из-за самого строения. Но мне вот она всегда уместна.

– Ты – Бог,- радостно сказал он и рассоединился.
последние минуты жизни Человека с Марса

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *