Очень долго я была уверена, что фильм “Остров” Павла Лунгина – потолок российского кинематографа. И вот однажды вечером наконец-то дошла до отложенного фильма “Монах и Бес”, и моя корчащаяся в агонии вера в русские фильмы воспряла аки финист из пепла. Очень, очень давно мне не попадались настолько прекрасные картины. Кино настолько изумительное, что я советую вам прямо сейчас пойти, скачать и посмотреть. А потом, если захотите, возвращайтесь, чтобы разделить мой восторг своими комментариями.
Действие фильма разворачивается в первой половине 19 века. В двери мужского монастыря стучится Иван Семенович Шапошников с просьбой принять его в сан послушников тк его обитель сгорела. Дым и языки пламени, исходящие от Ивана, демонстративно подтверждают эту историю. Братия скоренько тушит периодически воспламеняющегося гостя и приглашает к себе. Так вместе с Иваном в монастырь приходят чудеса.
Иван, Семенов сын
Тимофей Трибунцев не самый привлекательный актер. Есть в его внешности что-то такое бесформенное, что идеально подходит для бессмысленных и беспощадных российских сериалов. Собственно, в них он и снимался, по большей части. Поэтому сначала к главному герою я отнеслась насторожено, не зная, чего ожидать от него и от фильма. Но действие разворачивается стремительно и унесло меня от стереотипного фу-фу.
Иван очень быстро выбивается из общего течения мирной жизни монастыря. В бане монах требует заморского мыла и духов, во время трапезы рассказывает срамные истории о двух литераторах и пожарских котлетках. Настоятель монастыря, пораженный сквернословием, решает нового насельника поумерить и назначает ему послушание – привести в порядок старый заброшенный колодец. Иван справляется с задачей за пол дня. На просьбу поймать рыбки к монастырскому столу вылавливает из местного пруда огромную чудо-юдо рыбу-монстру. Другие послушания выполняются еще более чудесным и немыслимым образом. Настоятель не верит своим глазам и начинает подозревать в впадающем в юродсво госте откровенную бесовщину.
Половину бюджета на фильм выделило Министерство Культуры, а половину – РПЦ. И хотя я абсолютно уверена, что большую часть традиционно распилили, фильм не пострадал. Сложно придушить ограничением в финансировании режиссерскую задумку и игру актеров, если они изначально хороши. Не смотря на участие святого бюджетирования в фильме нет пассажа в сторону церкви. Скорее наоборот – есть масса ироничных и искрометных диалогов, которые лихо подтрунивают над духовенством и правоверными. Юродивая манера Ивана изъясняться пословицами и поговорками придает происходящему еще более забавный оттенок.
Настроившись на душеспасительные линии сюжета, я была приятно удивлена этими фольклорными элементами, достойными страниц Гоголя. Так что, вы не поверите, но фильм – комедийный. В хорошем и даже самом лучшем смысле комедийный. Это не жестокая сатира, не унизительные циничные тычки в сторону верующих и церкви, а вполне милые и правдивые замечания о дураках и дорогах. Возможно, юмор так легко и естественно воспринимается, потому что герой, хоть и одержим бесом, но все же юродствует. Хотя за одну только эту фразу истовые православные сожгут меня на костре : )
В середине фильма бес, которым одержим бедный монах Иван, наконец-то является во всей своей чернокудрой красе и вступает в открытый диалог. И тут фильм с ироничной ноты переходит на философскую. Но не заумную и драматичную, а вполне комфортную и не перегружающую зрителя. Я люблю фильмы с внутренним конфликтом героев (и ужастики про одержимость, кстати), но в фильме “Монах и Бес” эта сюжетная линия подана весьма необычно. Главного героя не бросает из истовой молитвы в не менее истовое грехопадение. Вместо картинного перехода из одного состояния в другое, режиссер демонстрирует одержимость как определенный этап развития личности. Иван, Семенов сын, показывается нам то с одной, то с другой стороны мягко и ненавязчико. То он искренне раскаивается, что нагрубил настоятелю, то откровенно любопытствует у беса, в чем же корень зла. А потом и вовсе соглашается продать бесу душу в обмен на путешествие в Иерусалим.
Где это видано? Неслыханно! И этот фильм одобрила Русская Православная Церковь?! Да как так можно! Вместо того, чтобы истово каяться и замаливать грехи свои, главный герой как-то даже не особенно-то мучается, будучи во власти темных сил. Во всяком случае, в фильме на этом нет акцента. Из-за чего многие православные идею совершенно не поняли и приняли в штыки. Наткнулась в сети на пышущий праведным негодованием отзыв одной зрительницы.
Это даже не о Православии фильм, а о какой то другой религии, маскирующейся под Православие. Монах, покланяющийся бесу и продающий душу за полет в Иерусалим. Выставление игумена монастыря и братии посмешищем… Изображение русского императора поверхностным искателем дешевых чудес. Исцеляющий в Иерусалиме тело бес (вместо Христа), который, якобы, раскаивается и приходит потом в монастырь (это вообще уже выглядит кощунственно). И, конечно же, мелькающие периодически от сцены к сцене ягодицы. Но самый яд … в диалогах беса и монаха, когда последний не молится дни и ночи напролёт, а слушает и соглашается с дьявольскими идеями, искажающими в мозгу зрителя отношение к Евангельским событиям… присутствуют сцены явного неуважения к старшим по званию, дерзкие выходки и кривляния, которые в монастыре просто недопустимы…
Бог строит церковь, а чёрт пристраивает часовню
Недопустимо. Не забалуешь. Многие критики охотно разделили эту позицию, обличая в фильме утрату нравственных ориентиров и неспособность автора различить добро и зло. Я довольно прохладно отношусь к русской православной церкви. Мне кажется, наши добрые православные слишком увлеклись покаянием и смирением, когда как Иисус раз за разом, из Евангелия в Евангелие проповедовал простую и незамысловатую истину – любите. Бога любите, ближнего любите, дальнего, врагов своих любите. Монах Иван в фильме превзошел все ожидания Христа – он полюбил даже нечистого, ласково называя врага человеческого Легиоша.
Отношения монаха и беса заслуживают глубокого размышления. В фильме режиссер не дает какой-то жесткой позиции, что хорошо, а что – плохо. В результате чего зритель сам в меру своей испорченности может решать, как бы должно поступить главному герою. Бежать ли к настоятелю со смиренным покаянием и мольбой об отчитке (изгнании беса)? Вступать ли на путь сурового стяжательства и прямой конфронтации с нечистым, молитвой и святой верой искореняя зло? Уступить искушению без особой борьбы, ибо человек ничтожен и духом слаб?
Почему монах решил продать душу за возможность посетить Иерусалим? Потому что Иван искал на святой земле последнего прибежища и спасения, укрепления веры и сил противуборствовать злу? Или потому что духом слаб и корыстным желанием захотел увидеть величайшую святыню? Или потому что уже встал на путь истинного просветления и нашел способ борьбы с бесом? Сражаюсь со своими демонами. Плечом к плечу. Когда Легион доставил Ивана к дверям храма Гроба Господня и потребовал душу, как и было уговорено, монах не растерялся. “Сказал вместе, значит вместе” – и настойчиво затолкал беса в главную святыню христианского мира. Я хохотала как сумасшедшая. А потом еще долго умилялась, как бедный Легиоша лежал пластом, превпечатленный и оглушенный Его присутствием.
После Иерусалима отношения беса и монаха меняются. Легион рассказывает, как увидел впервые чистейшую душу ребенка, плакавшего от избытка впечатлений на первой церковной службе. Как увидел в Иване великого святого, искусить и сбить с пути истинного святой долг любого беса. Какие планы он строил! А теперь вот пешком в Россию-матушку идти, потому что от избытка святости у Легиоши функция левитации забарахлила.
А просиять, Ваня, можно только в конфронтации со мной
Не могу сказать, что финал фильма – грустный. Он закономерный и очень трогательный. Именно в общении с нечистым укрепилась вера монаха, разрешилась от сомнений и окончательно очистилась от всего земного. Именно в соседстве с великим святым укротился тот, чье имя Легион. Как медведь доверчиво и послушно выходил из леса навстречу Сергию Радонежскому, так и бес робко и несмело спрашивает Ивана – а как бы бесу получить прощение?
Конечно в фильме много огрехов. Например, унизительно скромное место для музыки, которая могла бы задать нужный лад. Провисший скомканный переход от комедийной части к драматической. Неверующим фильм будет скучен. Верующим – кощунственным. Любителям неторопливого глубокомысленного кино будет слишком много шума. Любителям сюжетного коммерческого развлечения – слишком мало экшена и шуток. Меня же фильм очень сильно тронул тк это именно та суть евангельской христианской любви, про которую все позабыли. Если помните, весть-то изначально была радостной, хоть и закончилась мученичеством.
Посмотрите. Обязательно. Фильм, неожиданно, отличный.