Каждые зимние каникулы неизбежно оборачиваются чередой непритязательных новогодних комедий и слезливо-трогательных мелодрам. Наверное, зритель, переполненный майонезом и прошлогодними салатами физически не способен воспринимать другое кино. Я же физически не могу предаваться размеренному ожирению под аккомпанемент “Пятого элемента”, “Иронии судьбы”, “Пиратов Карибского моря” и “Других приключений Шурика”. Поэтому мой выбор пал на давно отложенный фильм “Человек швейцарский нож” с Дэниэлом Рэдклиффом в главной роли. Я терпеть не могу этого актера, принципиально брезгую комедиями с “физиологическим юмором”, но этот американский артхаус меня зацепил. В первую очередь потому, что “Гарри Поттер” в нем совершенно и безнадежно мертв. Да, именно так – Дэниэл Рэдклиф играет живенько разлагающийся труп.
С благословения Тарантино
Наверное, я становлюсь старой, раз начинаю понимать и испытывать эстетически приятственные чувства к фильмам некассового жанра. Фильм “Человек швейцарский нож” создали два американских режиссера, которые до этого снимали только средней руки короткометражки и провокационные клипы. Провокационные мягко сказано.
Interesting Ball – история о парне, который застрял ногой в жопе другого парня. И жопа постепенно начала засасывать бедолагу всё глубже и глубже.Актерская игра примерно на уровне происходящих событий. Короткометражка Puppets – история про эдаких кукловодов, управляющих людьми. Естественно, через руку в жопе. в какой-то момент в кадре появляется голова режиссера, появляющаяся сами уже догадываетесь откуда. Клип Turn Down for What – главный шедевр авторов. В сюжете трагедия главного героя, переживающего крайне выраженную степень эрекции. И, очевидно, острый психоз, потому что бегает по локации, совокупляется с телевизором и разбивает промежностью разные предметы. Полмиллиарда (!!!) просмотров на Youtube.
Во время показа на фестивале Sundance даже самые стойки зрители не выдерживали первых пятнадцати минут и в брезгливом недоумении покидали зал. Однако по итогам “Человек швейцарский нож” получили премию за режиссуру. Правда, в председателях жюри был Квентин Тарантино – это многое объясняет.
Авторы замахнулись на глубокую философию с остро-социальными конфликтами. И копнули бы очень глубоко, если бы умерили провокационную зацикленность на жопо-какашечной теме.
Получилась какая-то абсурдная трагикомедия, с гомосексуально лояльными сценами, пошлым символизмом и намеками на неприкрытую некрофилию. Но мне, воинствующему эстету, эта история о безнадежном неудачнике и говорящем трупе … понравилась. Госпади боже, я ли это пишу!
Анально-реактивная тяга
Фильм “Человек швейцарский нож” призван шокировать и удивлять, провоцировать, выбивать из шаблонов и откровенно тролить на тему этики поведения. Поэтому я не могу рассказать всю историю, а скажу лишь, с чего все началось. Главный герой, Хэнк, оказывается на необитаемом острове. Мы не знаем, как и почему он туда попал. Но судя по обилию бороды и демонстративной попытке самоубийства – он там давно.
И вот, когда главный герой в очередной раз пытается повеситься, на берег его крошечного клочка суши прибой выносит труп. Бедный наш Робинзон не верит своему счастью, бросается к человеку в надежде, что тот еще жив. Но увы, Дэниэл Рэдклиф не подает ни малейших признаков жизни. Хэнк уже собирается довести свое самоубийство до конца, когда замечает странное. Труп, плавно колыхающийся в волнах прибоя, демонстрирует все признаки повышенного метеоризма. Булькающие признаки разложения внезапно наталкивают Хэнка на мысль: лихо запрыгивая на труп, Хэнк восторженно уплывает в даль, как на банане с моторчиком. На анально-реактивном банане. Боже правый… именно тут 90% зрителей покидали кинотеатры.
Наверное, я была порядком шокирована происходящим на экране и не знала, как реагировать. На моих глазах труп Гарри Поттера под звуки собственного пердежа и эпично-оптимистичную музыку скакал по волнам, унося вдаль главного героя. Картина, достойная Сальвадора Дали в его юные годы. И т.к. я не сразу нашла пульт от телевизора, сюжет продолжал стремительно развиваться, напрочь игнорируя мое ханжеское смущение, ошеломление и брезгливость.
Труп, который смог
Фильм “Человек швейцарский нож” – американский артхаус. Его отличает необычайная живость происходящего, динамика и яркость. Да, на анально-реактивной тяге под звуки фееричного и непрекращающегося пукания, но сюжет несется вперед. Главный герой и его необычной плавсредство оказываются выброшенными на большую землю. И пока я неловко решала, выключить немедленно или все же посмотреть еще чуть-чуть, труп внезапно… заговорил. Вызвав у меня совершенно неуместный испуг, а потом сразу же искренний и абсолютно неожиданный смех. Знаете, так бывает, когда попадаешь в неловкую ситуацию и внезапно кто-то приходит тебе на помощь, обращая все в шутку. Неловкую, глупую, но такую облегченную и счастливую возможность не придавать случившемуся особого значения.
Разумеется, труп так и остался трупом. Одичавшее сознание главного героя находит поддержку в лице мертвеца, который спас его и в дальнейшем будет спасать снова и снова. Название фильма раскрывается в практичной стороне общения с трупом: реактивная тяга за счет продуктов разложения и метеоризма, окоченение, которое срабатывает не хуже пневматического рычага, вместительные недра, в которых можно хранить запасы питьевой воды, ээээм…компас. Труп, которого, кстати, зовут Мэнни, как тот самый швейцарский нож – незаменим при выживании в дикой природе. Воспринимать все безумство и сюрреалистичность происходящего можно только принимая сюжет за сплошную метафору. И в этом смысле фильм удивительно поэтичен.
С одной стороны, он напомнил мне фильм “Мертвец” с Джонни Деппом. С другой – “Жизнь Пи”, в котором отношения мальчика и тигра тоже не столь буквальны, как кажется зрителю. Если отнестись с иронией, то можно даже вспомнить фильм “Выживший”, благо сцена борьбы с медведем тоже присутствует в фильме. “Человек швейцарский нож” очень символичен. Он либо заставит вас к нему прислушаться и начать думать, отбросив в сторону шелуху “физиологического юмора”, либо вы его просто не поймете.
Мне очень помогла визуальная составляющая фильма. Спецэффект вписаны очень стильно и гармонично, операторская работа тоже на высоте. Финальные сцены, когда труп Мэнни начинает осознавать себя живым, сняты очень красиво и очаровательно наивно. Попытки главного героя объяснить мертвецу, что такое жизнь, эмоции, любовь, романтика выглядят очень мило и трогательно.
Думаю, многие критики и зрители отнеслись к фильму негативно, потому что восприняли его как какое-то личное оскорбление. Словно при них на самом деле кто-то принципиально не стал сдерживаться и испортил воздух. Как любитель красивого и эстетически изящного кино я их понимаю. Да и просто по-человечески разделяю невольные негативные эмоции, ведь нас вырастили в этих табуистических клише поведения. Но этот фильм нельзя воспринимать буквально. Возможно, символизм выбран не самый удачный. Возможно, диалоги излишне упрощены для американского зрителя (не Достоевский, чего уж там). Объективно, режиссеры могли бы подать фильм лучше, серьезнее и внушительнее. Но я очень давно не видела фильмов, которые бы заставили меня чувствовать столько оптимизма и жажды жизни. И это при том, что половина актерского состава картины мертвы.
Все мы немного пукающий труп Гарри Поттера.